Рефлексия Sola Scriptura магистерской и радикальной Реформацией в западноевропейском и восточноевропейском контекстах

Сергей САННИКОВ

Abstract


В статье рассматривается необходимость появления принципа Sola Scriptura на этапе возникновения реформационного движения, как основного инструмента для решения эпистемологических проблем с тем, чтобы найти надежный источник богопознания, минуя посредническую роль католической церкви. Показаны герменевтические трудности, с которыми столкнулись реформаторы в попытке применить этот принцип и способы решения этих проблем. Демонстрируется, как представители магистерской Реформации (в лютеранстве, кальвинизме и в других группах) ограничивали герменевтический произвол введением катехизисов и исповеданий веры, а представители радикальной Реформации (анабаптисты, меннониты и др.) в основном использовали принцип общинной герменевтики и герменевтики послушания.

В восточноевропейском контексте идея Sola Scriptura появилась на несколько веков позже и получила распространение в основном в движениях религиозного диссидентства, а позже в разнообразных группах евангельского христианства. Использование принципа Sola Scriptura в этих группах долгое время основывалось на принципах “здравого смысла” сохраняя анабаптистскую герменевтическую стратегию наивного реализма, послушания и общинного контроля. После прихода в начале 90-х г. XX ст. в эту часть мира историко-критического подхода, который получил популярность в евангельских учебных заведениях, принцип Sola Scriptura стал скорее лозунгом, чем реальной программой действий. Статья ставит вопросы о поиске новых герменевтических принципов библейской интерпретации, возвращающей исследователя непосредственно к тексту, а не к историко-культурным реконструкциям. 


Keywords


протестантизм; Реформация; герменевтика; Sola Scriptura; эпистемология; общинная герменевтика; историко-критический подход

References


Список литературы

Estep, William Roscoe. The Anabaptist Story: An Introduction to Sixteenth­Century Anabaptism. Grand Rapids, 1996.

Marshall, I. Howard. “Evangelical New Testament Interpretation within the Contemporary Scene.” European Journal of Theology, No. 20.1, 2011.

Meadors, G.T. (ed.). Four Views on Moving Beyond the Bible to Theology. Grand Rapids: Zondervan, 2009.

Williams, Stuart Murray. “Anabaptist Hermeneutics: A Summary.” Режим доступа http://www.anabaptistnetwork.com/node/247.

Лютер, М. О свободе христианина, Сост. И. Фокина. АРС, 2013.

Лютеранство. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. в 16­ти т. М.: Эксмо, 2008.

Маграт, А. Богословская мысль реформации. Одесса: Богомыслие, 1994.

Негров, А. “Герменевтика в процессе преобразования: три герменевтических горизонта славянского евангелического сообщества в постсоветский период.” Богословские размышления. №4, 2003.

Осборн, Г. Герменевтическая спираль: общее введение в библейское толкование, Пер. с англ. Одесса: ЕААА, 2009.

Пеликан, Я. “Христианская традиция.” История развития вероучения. Т. 1. 2009.

Пузынин, А. “Традиция евангельских христиан: реконструкция практики библейского толкования.” Богословские размышления. № 13, 2012.

Уолтон, Дж. “Богодухновенная субъективность и герменевтическая объективность.” Благомыслие. №1, 2010.

References

Estep, W.R. The Anabaptist Story: An Introduction to Sixteenth­Century Anabaptism. Grand Rapids, 1996.

Luther, M. O svobode khristianina, Sost. I. Fokin. ARS, 2013.

Liuteranstvo. llyustrirovannyi entsiklope­di­ches­kii slovar F. A. Brokgauza i I. A. Yef­rona. v 16­ti t. M.: Eksmo, 2008.

Marshall, I. Howard. “Evangelical New Testament interpretation within the contemporary scene.” European Journal of Theology, 20.1, 2011.

McGrath A. (1994) Bogoslovskaia mysl Reformatsii [Reformation Thought: An Introduction] Bogomyslie. Odessa, Meadors, G.T. (ed.) Four Views on Moving Beyond the Bible to Theology. Grand Rapids: Zondervan, 2009.

Negrov, A. “Germenevtika v protsesse preobrazovaniia: tri germenevticheskikh gorizonta slavianskogo evangelicheskogo soobshchestva v postsovetskii period.” Bogoslovskie razmyshleniia. No. 4, 2003.

Osborn, G. Germenevticheskaia spiral: obshchee vvedenie v bibleiskoe tolkova­nie[The Hermeneutical Spiral: A Comp­re­hen­sive Introduction to Biblical Inter­preta­tion] Odessa: EAAA, 2009.

Pelikan, Jar. Khristianskaia traditsiia. Istoriia razvitiia veroucheniia. [The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine] Vol.1. 2009

Puzynin, A. “Traditsiia evangelskikh khris­tian: rekonstruktsiia praktiki bibleiskogo tolkovaniia.” Bogoslovskie razmyshleniia, No.13, 2012.

Walton, J. “Bogodukhnovennaia subektiv­nost i germenevticheskaia obektivnost.” Blagomyslie, No.1, 2010.

Williams, Stuart Murray. “Anabaptist Hermeneutics: A Summary.” Retrieved from: http://www.anabaptistnetwork.com/node/247.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2017 Сергей Санников

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)