Краткое рассмотрение мариологической доктрины

Виктор ШЛЁНКИН

Abstract


Новый Завет говорит весьма сдержанно о Богородице, тогда как в православной вере и практике Мария занимает весьма важное место. Поскольку библейские авторы говорят о Марии редко, большинство евангельских христиан в отношении ее статуса в церковной жизни выражают сдержанную позицию. Некоторые даже относятся к Марии с некоторым огорчением. Но что в действительности православные богословы говорят о Марии? Рисуют ли протестанты «карикатуры» на ее образ, который происходит из их почитания и посвящения? Почему Мария стала важной фигурой в ранней церкви?  Библейские авторы, в действительности, говорят фактически ничего о  матери Иисуса. Похоже, что они даже не проявляют никакого интереса к ее возможной роли в жизни раннего христианства. Почему по ходу времени церковь меняет свое понимание Богородицы? Мария помещается в центр христианского благовестия и люди начинают именовать ее как Преснодева, Госпожа и Владычица церкви, Богородица. Как кажется, ответы нужно искать в других источниках. Такие факторы как культура, язык и религия (язычество), которые сформировали мировоззрение жителей средиземноморья, обусловили и то, как эти жители начали рассматривать эту еврейскую Деву.  


Keywords


Дева Мария; Восточная православня Церковь; Матерь Божья; Евангельское богословие

References


Булгаков, Сергей. Православие. Очерки учения православной церкви. «Почитание Богоматери и святых в православии». Библиотека православного христианина «Благовещение». http://www.wco.ru/biblio/books/bulgak1e/Main.htm (21 июля 2012).

Лосский, Владимир. Очерк мистического богословия восточной церкви. Глава 7. Домостроительство Сына. Библиотека Якова Кротова. http://krotov.info/libr_min/l/lossk_v/H07-T.htm (19 июля 2012).

Льюис, Клайв. Просто христианство. Предисловие. Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. http://lib.ru/LEWISCL/mere.txt (20 июля 2012).

Успенский, Л.А. Богословие иконы в православной церкви. Гл. 2. Первые иконы Спасителя и Божьей матери. Библиотека «Православная беседа». http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=748 (6 августа 2012).

Acta Apostolorum Apocrypha, ed. Richard Lipsius and Max Bonnet, 1 vol. Leipzig: Mendelssohn, 1891, 1898, 1903; repr. Darmstadt: Wissenschaft liche Buchgesellschaft, 1959.

Bauckham, Richard. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. London: T&T Clark, 2004.

Brown, Raymond E. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in the Gospels of Matthew and Luke. N.Y.: Doubleday, 1993.

Brown, Raymond E., Donfried, Karl P., Fitzmeyer, Joseph A. und John Reumann. Maria im Neuen Testament: Eine Ökumenische Untersuchung. Stuttgart: Verlag Katholisches Bibelwerk, 1981.

Corley, Kathleen E. Women and the Historical Jesus: Feminist Myths of Christian Origins. Santa Rosa: Polebridge Press, 2002.

Duquesne, Jacques. Maria. Die Mutter Jesu. München: Wissenschaftliche Buchgesellschaft: 2005.

Fairbairn, Donald. Grace and Christology in the Early Church. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Florovsky, Georges. “The Ever-Virgin Mother of God.” In The Collected Works of Georges Florovsky, vol. 3: Creation and Redemption. Belmont, Mass.: Nordland Publishing Company, 1976.

Gaventa, Beverly Roberts. Mary: Glimpses of the Mother of Jesus. Edinburgh: T&T Clark, 1999.

Hall, Stuart G. Doctrine and Practice in the Early Church. Grand Rapids: Eerdmans, 1991.

Hanson, R.P.C. Tradition in the Early Church. London: SCM Press Ltd., 1962, 227.

Irénée de Lyon, Démonstration de la prédication apostolique, tra. Adelin Rousseau. SC 406. Paris: Éditions du Cerf, 1995.

Jean Damascène. La Foi Orthodox 45-100, tra. P. Ledrux et G.-M. de Durand. SC 540. Paris: Éditions du Cerf, 2011.

Kelly, J.N.D. Early Christian Doctrines. 2d ed. London: Adam & Charles Black, 1960.

Malina, Bruce. “Mother and Son.” In Biblical Theology Bulletin 20, no. 2 (Summer 1990): 53-64.

________. “From Isis to Medjugorje: Why Apparitions?” In Biblical Theology Bulletin 20, no. 2 (Summer 1990): 76-84.

Marjanen, Antti. “The Mother of Jesus or the Magdalene? The Identity of Mary in the So-Called Gnostic Christian Texts.” In Which Mary? The Marys of Early Christian Tradition, ed. F. Stanley Jones, pp. 31- 41. Atlanta: SBL, 2002.

Origen, Commentaire sur L’Évangile selon Matthieu, tra. Robert Girod. SC 162. Paris: Éditions du Cerf, 1970.

Pelikan, Jaroslav. Mary Through the Centuries: Her Place in the History of Culture. New Haven: Yale University Press, 1996.

Pilch, John J. “Marian Devotion and Wellness Spirituality: Bridging Cultures,” in Biblical Theology Bulletin, 20, no. 2 (Summer 1990): 85-94.

Roberts, A., and J. Donaldson (eds.). Apocryphal Gospels, Acts, and Revelations. Ante-Nicene Christian Library. Tra. Alexander Walker. Vol. 16. Edinburgh: T & T Clark, 1870.

Scholer, D.M. “Women.” In Dictionary of Jesus and the Gospels, eds. Joel B. Green and Scot McKnight, pp. 880-887. Downers Grove: IVP, 1992.

Stevens, Maryanne. “Paternity and Maternity in the Mediterranean: Foundations for Patriarchy.” In Biblical Theology Bulletin 20, no. 2 (Summer 1990): 47-53.

Tertullien, La chair du Christ, tra. Jean-Pierre Mahé. SC 216. Paris: Éditions du Cerf, 1975.

Ware, Kallistos. The Orthodox Way. NY.: St Vladimir's Seminary Press, 2003.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2016 Viktor SHLENKIN

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)