Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплатонизма в христианское богословие

Владимир ХАРЛАМОВ

Abstract


В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции. Во-первых, будет рассмотрено то влияние или утверждение корпуса Дионисия в культурном формировании христианской идентичности Византийской империи. Эта культурная модель до сих пор остается важным элементом мировоззрения в Восточном православии и, как живой опыт этих традиций, она по-прежнему служит ярким представлением неоплатонического менталитета. Во-вторых, будет кратко рассмотрена важность понимания Дионисием небесных и церковных иерархий с точки зрения их влияния на метафизическую стратификацию мира, теургический подтекст церковной литургии и клерикальное структурирование священнической иерархии как наиболее характерные элементы, унаследованные от неоплатонизма и явно присутствующие в Восточной православной духовности.

Keywords


Псевдо-Дионисий Ареопагит, Восточное православие, неоплатонизм, христианство и греческая философия

References


Dionisiĭ Areopagit. Korpus sochineniĭ s tolkovanii͡ami prep. Maksima Ispovednika [Dionisius Areopagite. A Corpus of Works with Maximus the Confessor's Commentaries]. – SPb.: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2010.

Athanassiadi, Polymnia. “Dreams, Theurgy and Freelance Divination: The Testimony of Iamblichus.” The Journal of Roman Studies 83 (1993): 115–30.

Berchman, R. M. From Philo to Origen: Middle Platonism in Transition. Chico, CA: Scholars Press, 1984.

Corrigan, Kevin. Reading Plotinus: A Practical Introduction to Neoplatonism. West Lafayette, IN: Purdue University Press, 2005.

De Vogel, C. J. “Platonism and Christianity: A Mere Antagonism or a Profound Common Ground?” Vigiliae Christianae 39 (1985): 1–62.

Di Berardino, Angelo and Basil Studer, eds. History of Theology. Vol. 1 The Patristic Period. Collegeville, MN: The Liturgical Press, 1997.

Golitzin, Alexander. Et Introibo Ad Altare Dei: The Mystagogy of Dionysius Areopagita: With Special Reference to Its Predecessors in the Eastern Christian Tradition. Thessaloniki: Patriarchikon Idruma Paterikõn Meletõn, 1994.

Golitzin, Alexander with the collaboration of Bogdan G. Bucur. Mystagogy: A Monastic Reading of Dionysius Areopagita. Collegeville, MN: Liturgical Press, 2013.

Harl, K. W. “Sacrifice and Pagan Belief in Fifth- and Sixth-Century Byzantium.” Past and Present 128 (1990): 7–27.

Hathaway, Ronald F. Hierarchy and the Definition of Order in the Letters of Pseudo-Dionysius. A Study in the Form and Meaning of the Pseudo-Dionysian Writings. Hague: Nijhoff, 1969.

Iamblichus. De Mysteriis, translated by Emma C. Clarke, John M. Dillon, and Jackson P. Hershbell. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 2003.

Kharlamov, Vladimir. The Beauty of the Unity and the Harmony of the Whole: The Concept of Theosis in the Theology of Pseudo-Dionysius the Areopagite. Eugene, OR: Wipf and Stock, 2009.

Koch, Hugo. “Proklus als Quelle des Pseudo-Dionysius Areopagita in der Lehre vom Bösen.” Philologus 54 (1895): 438–54.

________. Pseudo-Dionysius Areopagita in Seinen Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen. 1900.

Louth, Andrew. Denys the Areopagite. London: G. Chapman, 1989.

________. “Pagan Theurgy and Christian Sacramentalism in Denys the Areopagite.” Journal of Theological Studies 37 (1986): 432–38.

McGinn, Bernard. The Foundations of Mysticism: Origins to the Fifth Century. New York: Crossroad, 1995.

Meyendorff, John. Christ in Eastern Christian Thought. Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1975.

________. “Continuities and Discontinuities in Byzantine Religious Thought.” Dumbarton Oaks Papers 47 (1993), 69–81.

O’Meara, Dominic J., ed. Neoplatonism and Christian Thought. Albany, NY: State University of New York Press, 1982.

Pseudo-Dionysius. Corpus Dionysiacum I: De Divinis Nominibus. Edited by Beate Regina Suchla. Patristische Texte und Studien 33. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.

________. Corpus Dionysiacum II: De Coelesti Hierarchia, De Ecclesiastica Hierarchia, De Mystica Theologia, Epistulae. Edited by Günter Hail and Adolf Martin Ritter. Patristische Texte und Studien 36. Berlin: Walter de Gruyter, 1991.

________. The Complete Works. Translated by Colm Luibheid and Paul Rorem. The Classics of Western Spirituality. New York: Paulist Press, 1987.

Rist, John. “Basil’s ‘Neoplatonism’: Its Background and Nature.” In Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic, edited by Paul Jonathan Fedwick, 137–220. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1981.

________. “Plotinus and Christian Philosophy.” In The Cambridge Companion to Plotinus, edited by Lloyd P. Gerson, 386–413. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999.

Rorem, Paul and John Lamoreaux. John of Scythopolis and the Dionysian Corpus: Annotating the Areopagite. Oxford: Oxford University Press, 1998.

Rosán, Laurence Jay. The Philosophy of Proclus: The Final Phase of Ancient Thought. New York: Cosmos Greek-American Printing Co., 1949.

Shaw, Gregory. “Neoplatonic Theurgy and Dionysius the Areopagite.” Journal of Early Christian Studies 7 (1999): 573–99.

Stiglmayr, Josef. “Der Neuplatoniker Proclus als Vorlage des sog. Dionysius Areopagita in der Lehre vom Übel.” Historisches Jahrbuch 16 (1895): 253–73, 721–48.

Suchla, Beate Regina. “Die Überlieferung des Prologs des Johannes von Skythopolis zum griechischen Corpus Dionysiacum Areopagiticum: ein weiterer Beitrag zur Überlieferungsgeschichte des CD.” Nachrichten der Akademie Der Wissenschaften in Göttingen: Philologisch-Historische Klasse (1984), 4:176–88.

Wallis, R. T. Neoplatonism, 2nd ed. Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1995.

Wesche, Kenneth Paul. “Christological Doctrine and Liturgical Interpretation in Pseudo-Dionysius.” St. Vladimir’s Theological Quarterly 33 (1989): 53–73.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2016 Владимир ХАРЛАМОВ

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)