Теология «смерти Бога» и совершеннолетие мира: Ницше, Бонхёффер и радикальный протестантизм ХХ ст.

Анатолий ДЕНИСЕНКО

Abstract


Мой основной тезис этой статьи заключается в том, что протестантское богословие XX ст. – это самое радикальное, а потому и самое серьезное богословие, которое когда-либо существовало. Оно родилось на сломе эпох и оттачивалось в горнилах мировых войн, среди массового геноцида и ужаснейшего холокоста. История христианской мысли XX ст. показывает, что одни богословы посвятили свою жизнь борьбе с тезисом «Бог умер», а другие, например, представители радикального богословия и сам Бонхёффер, предприняли попытку либерализовать (рассмотреть с точки зрения современного общества) идею Мартина Лютера о тотальной покинутости человека в его абсолютной греховности и вине. С одной стороны Ницше называют одним из самых влиятельных критиков христианства, а с другой стороны он самый значимый мыслитель, повлиявший на западную культуру эпохи модерна. Бонхёффера же по праву можно назвать одним из отцов политического богословия и вдохновителем богословия освобождения.

Keywords


Радикальная теология; Ницще; Бонхёффер

References


Альтицер Томас. Россия и апокалипсис. 170207. // Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. – М.: Канон, 2010.

Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера. 224. // Дитрих Бонхёффер. Сопротивление и покорность. – М.: ПРОГРЕСС, 1994.

Барт Карл. Послание к римлянам. – М.: ББИ, 2005.

Бонхёффер Дитрих. Сопротивление и покорность. – М.: ПРОГРЕСС, 1994.

Бонхёффер Дитрих. Хождение вслед. – М.: РГГУ, 2002.

Бонхёффер Дитрих. Этика. – М.: ББИ, 2013.

Галеви Даниэль. Жизнь Фридриха Ницше. – Рига: Спридитис, 1991.

Жижек Славой. От Иова к Христу: прочтение Честертона через апостола Павла. 245-265 // Логос. – 2011. – № 3(82).

Зоц В. А. (ред.) От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители Германии. – М.: Раритет, 1994.

Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

Кант Иммануил. Ответ на вопрос: что такое Просвещение. 2937. // Собрание сочинений в восьми томах. – Том 8. – М.: Чоро, 1994.

Кинг Роберт. Задача систематической теологии. 5181. // Западная теология XX века. Избранные тексты / Ред. Е. А. Степанова. – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001.

Кокс Харви. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. – М.: Восточная литература, 1995.

Кузнецов Василий. Слово и мысль теологии мертвого Бога. 34. // Томас Альтицер. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. – М.: КАНОН, 2010.

Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха. – М.: Канон+, 2009.

Лютер Мартин. Свобода христианина. 1654. // Избранные произведения. – СПб.: Андреев и согласие, 1994.

Ницше Фридрих. Веселая наука. Книга третья. 313-583 // Полное собрание сочинений. – М.: Культурная революция, 2014.

Ницше Фридрих. По ту сторону добра и зла. – СПб.: Азбукаклассика, 2007.

Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. – М.: ИФ РАН, 2004.

Пименов С. С. Доктор Пауль Тиллих: О традиции, новизне и богословском усилии. – М.: ПСТГУ, 2013.

Реати Флоренцо Эмилио. Религия как освобождающая сила в философии XX века. – СПб.: Европейский дом, 2001.

Робинсон Джон. Быть честным перед Богом. – М.: Высшая школа, 1993.

Харт Дэвид. Красота бесконечного. – М.: ББИ, 2010.

Черенков Михаил. Баптизм без кавычек. – Черкассы: Коллоквиум, 2012.

Altizer Thomas J. J.; Hamilton William. Radical Theology and the Death of God. Indianapolis: BobbsMerrill Company, 1996.

John T. Elson. Is God dead? – Time. – Apr. 08, 1966. http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,835309,00.html.

van Buren Paul. The Secular Meaning of the Gospel, Based on an Analysis of Its Language. London: MacMillian Publishing company, 1963.




Copyright (c) 2020 Анатолий ДЕНИСЕНКО

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EASTERN EUROPEAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)