Традиция евангельских христиан: реконструкция практики библейского толкования

Андрей ПУЗЫНИН

Abstract


В данной работе рассматривается практика библейского толкования в традиции евангельских христиан, имеющей свой исток в санкт-петербургском служении англиканского проповедника пробуждения Лорда Рэдстока в 70-ых годах XIX века. В стремлении найти выход из тупика, в котором оказалась практика толкования Писания в данной традиции, в исследовании приводится аналитический обзор ее исторического развития от начала до наших дней. Диахронический анализ указывает на то, что основные причины современного кризиса толкования коренятся в радикальном смещении, произошедшем в практике библейского толкования данной традиции после падения СССР. Индуктивный метод толкования Писания был представлен западными образовательными институтами в качестве единственно правильной стратегии, вытесняя тем самым предыдущие интерпретационные практики данной исторически обусловленной традиции как ненаучные и неправильные.
В данной работе предлагается новая парадигма толкования Писания, которая сохраняет преемственность практики, включая недавно внедренную индуктивную методологию. Двигаясь в магистральном русле евангелической традиции, характеризующимся регулярным заимствованием теорий и практик англо-американского евангелического движения, мы предлагаем модель адаптированной дифференциально-интегральной герменевтики. В данной интерпретационной стратегии во внимание принимается три уровня толкования: авторское намерение, буквальное значение и предмет текста, рассмотренный через призму истории его толкования. От толкователя ожидается публичное оправдание своих интерпретационных решений в свете исторической идентичности данного интерпретирующего сообщества, а также его коренных ценностей и понятия блага.


Keywords


Традиции евангельских христиан; парадигма толкования Писания; практика библейского толкования в традиции евангельских христиан

References


БИБЛИОГРАФИЯ

Ванхузер Кевин Дж. Искусство понимания текста: литературоведческая этика и толкование Писания. – Черкассы: Коллоквиум, 2007.

Пузынин Андрей. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. – М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2010.

Рикер Поль. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. – М.: Канон-пресс-ц, 2002.

Тисельтон Энтони. Герменевтика. – Черкассы: Коллоквиум, 2011.

Ткачук В. Д. Методы и принципы толкования Священного Писания. – Луцк: Центр христианской жизни Украины, 2000.

Хейз Ричард. Возрождение воображения. – Черкассы: Коллоквиум, 2012.

Эко Умберто. Роль читателя: исследования по семиотике текста. – СПб.: Симпозиум, 2007.

Яроцкий П. Л. Клерикальный антисоветизм: система идеологических диверсий. – Киев: Издательство политической литературы Украины, 1984.

Adam, A. K. M. Faithful Interpretation: Reading the Bible in a Postmodern World. Minneapolis, MN: Fortress, 2006.

______. What Is Postmodern Biblical Interpretation? Minneapolis, MN: Fortress, 1995.

Archer, Kenneth J. A Pentecostal Hermeneutics for the Twenty-First Century: Spirit, Scripture and Community. London and New York: T&T Clark International, 2004.

Bauckham, Richard. Scripture and Authority Today. Cambridge: Grove Books, 1999.

Bauer, David and Robert Traina, Inductive Bible Study: A Comprehensive Guide to the Practice of Hermeneutics. Grand Rapids: Baker, 2011.

Brueggemann, Walter. The Book That Breathes New Life: Scriptural Authority and Biblical Theology. Minneapolis, MN: Fortress Press, 2005.

Callahan, James Patrick. Primitivist Piety. Lanham, MD: Scarecrow, 1996.

Dockery, David S. Biblical Interpretation Then and Now: Contemporary Hermeneutics in the Light of the Early Church. Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1992.

Eco, Umberto. The Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts. London: Hutchinson Press, 1981.

Fish, Stanley. Is There a Text in This Class? The Authority of Interpretive Communities. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980.

Ford, David. The Future of Christian Theology. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011.

Fowl, Stephen E., and L. Gregory Jones. Reading in Communion: Scripture and Ethics in Christian Life. Eugene, OR: Wipf and Stock, 1998.

Froenlich, Karlfried. Biblical Interpretation in the Early Church. Philadelphia: Fortress Press, 1984.

Grenz, Stanley Renewing the Center. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2000.

Kelsey, David H. Eccentric Existence: A Theological Anthropology, 2 vols. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 2009.

Kuznetsova, Miriam R. “Early Russian Evangelicals (1874–1829): Historical Background and Hermeneutical Tendencies Based on I. V. Kargel’s Written Heritage.” Ph.D. diss., University of Pretoria, 2009.

Lindbeck, George A. “Postcritical Canonical Interpretation: Three Modes of Retrieval,” in Theological Exegesis: Essays in Honor of Brevard S. Childs, pp. 28-51. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999.

MacIntyre, Alasdair. “Epistemological Crises, Dramatic Narrative, and the Philosophy of Science.” In Paradigms and Revolutions, pp. 54-74. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1980.

Need, Stephen W. Human Language and Knowledge in the Light of Chalcedon. New York: Peter Lang Publishing, 1996.

Nichols, Gregory L. “Ivan V. Kargel (1849-1937) and the Development of Russian Evangelical Spirituality.” Ph.D. diss., University of Wales and International Baptist Theological Seminary, 2009.

Paddison, Angus. Theological Hermeneutics and 1 Thessalonians. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Patte, Daniel. Ethics of Biblical Interpretation: A Reevaluation. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 1995.

Patterson, Sue. Realist Christian Theology in a Postmodern Age. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

Popov, Alexander. “The Evangelical Christians-Baptists in the Soviet Union as a Hermeneutical Community: Examining the Identity of the All-Union Council of the ECB (AUCECB) through the Way the Bible Was Used in Its Publications.” Ph.D. diss., University of Wales and International Baptist Theological Seminary, 2010.

Puzynin, Andrey P. The Tradition of the Gospel Christians: A Study of Their Identity and Theology during the Russian, Soviet, and Post-Soviet Periods. Eugene, OR: Pickwick, 2011.

Ricoeur, Paul. The Symbolism of Evil. Boston: Beacon Press, 1967.

Said, Edward W. Culture and Imperialism. New York: Vintage, 1994.

Seitz, Christopher R. Figured Out: Typology and Providence in Christian Scripture. Louisville, KY, and London: Westminster John Knox Press, 2001.

Thiselton, Anthony. New Horizons in Hermeneutics. San Francisco: HarperCollins, 1992.

Turlac, Oleg. “The Crisis in Evangelical-Baptist Theological Education.” In East-West Church and Ministry Report 15:1 (2007), 19.

Vandevelde, Pol. The Task of the Interpreter: Text, Meaning, and Negotiation. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2005.

Vanhoozer, Kevin J. The Drama of Doctrine. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 2005.

______. First Theology. Downers Grove, IL: IVP, 2002.

______. “Four Theological Faces of Biblical Interpretation.” In Reading Scripture with the Church: Toward a Hermeneutic for Theological Interpretation, pp. 131–142. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2006.

______. Is There a Meaning in This Text? Leicester, UK: Apollos, 1998.

______. Remythologizing Theology: Divine Action, Passion, and Authorship. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Virkler, Henry A. Hermeneutics: Principles and Processes of Biblical Interpretation. Grand Rapids, MI: Baker, 1981.

Watson, Francis. Paul and the Hermeneutics of Faith. London and New York: T & T Clark International, 2004.

______. Text and Truth: Redefining Biblical Theology. Edinburgh: T & T Clark, 1997.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2016 Андрей ПУЗЫНИН

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)