Апофатизм и катафатизм в протестантизме

Константин ПРОХОРОВ

Abstract


Автор в своей работе показывает существенные преимущества апофатического метода богопознания над катафатическим в христианском богословии. Протестантизм, часто (и нередко заслуженно) обвиняемый в излишнем рационализме, по сути, остался равнодушен к данной проблематике. Настоящее небольшое исследование призвано показать, что протестанты имеют даже больше оснований (в сравнении с католиками и православными) включать апофатизм в свою общую гносеологическую концепцию. Намеренно – в вопросах веры – лишив себя опоры на материальное начало, последователи Реформации, в своём большинстве, поклоняются Богу невидимому и неизобразимому. Кроме того, в статье уделяется особое внимание апофатическому подходу к Вечере Господней; отечественным баптистам предлагается заново переосмыслить это священнодействие и открыто именовать его таинством.

Keywords


Апофатизм; катафатизм; русские протестанты; апофатическому подходу к Вечере Господней

References


Архимандрит Рафаил (Карелин). Еще раз о еретических заблуждениях профес-сора МДА А.И. Осипова, http://theologym.narod.ru/rafail.htm

Болотов В. Лекции по истории древней Церкви в 4-х тт. М., 1994.

Ефрем Сирин. Против исследователей естества Сына Божия.

http://www.pagez.ru/lsn/0451.php

Иоанн Златоуст, 82-я беседа на Евангелие от Матфея,

http://oldes.tstu.ru/orthodox/library/mirror/ccel/Zlatmat2/Mat2_82.html

Карташев А. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

Кречмар Г. Святое Причастие согласно учению и укладу Лютеранской церкви. Der Bote (Вестник), Журнал Евангелическо-Лютеранской Церкви, №1’2002.

Лосский В. Боговидение. М.: Издательство АСТ, 2003.

Мартин Лютер, О вавилонском пленении Церкви,

http://svitlo.by.ru/bibloteka/luter/vavilon.htm

Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991.

Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие, в 2-х тт. М.: Паломник, 1999 (репринт 1883 г.).

Осипов А. Евхаристия и священство,

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=253&did=3971&p_comment=&call_action=print1(default)

Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Пала-мы. Введение в изучение. СПб.: Byzantinorossica, 1997.

Санников С. Вечеря Господня, Альманах «Богомыслие», № 1’1990, С. 65-116.

Успенский Н. Анафора (Опыт историко-литургического анализа). Богослов-ские труды. Сб. 13. М., 1975. С. 125-147.

Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 1999.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2006 Константин ПРОХОРОВ

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)