Церковь, государство и общество: о сложности участия пост-советских евангельских христиан в жизни общества.

Лина АНДРОНОВЬЕНЕ, Паруш ПАРУШЕВ

Abstract


Трагические события, происшедшие в славянской общине иммигрантов в США, подводят авторов к историческим и богословским предпосылкам социальной пассивности пост-советских евангельских христиан, истоками чего является изолированность церкви от общества, вызванная преследованиями Советского правительства. Современные формы христианской жизни евангельских верующих стран бывшего Советского Союза определяются через анализ убеждений, используя взгляды богословской традиции Радикальной Реформации. Предпринимается попытка оценки средств, необходимых для изменения отношения к участью в жизни общества. Более широкая христианская традиция и, особенно, Нагорная Проповедь являются источниками этих средств. Участием в жизни общества авторы видят ряд практических действий церкви, включающих в себя присутствие, участие и общение как с отдельными людьми, так и с общинами, находящимися вне церкви. 


Keywords


Церковь; государство; общество; участие пост-советских евангельских христиан в жизни общества

References


“Grief Grips Sacramento’s Ukrainians.” On-line available. http://news.bbc.co.uk/hi/english/world/americas/newsid_1504000/1504176.stm (February 1, 2002).

Здесь и далее «баптистский» используется как обобщающий термин для ряда церквей, практикующих крешение по вере и требующих высокоморальной жизни, как например баптисты или пятидесятники. Для более широкого его объяснения см. James Wm. McClendon, Jr., “The Believers Church in Theological Perspective,” in Stanley Hauerwas et al, eds, The Wisdom of the Cross: Essays in Honor of John Howard Yoder (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999), pp. 309-26. Также более раннее описание богословского наследия баптистских обшин у МакЛендона в Systematic Theology: Ethics, Vol. I, Revised Edition published posthumously (Nashville: Abingdon Press, 2002), pp. 17-34 (originally published in 1986; see pp. 17-35). Также см. сборник работ баптистских авторов Curtis W Freeman et al, eds., Baptist Roots: A Reader in the Theology of a Christian People) Valley Forge: Judson Press, 1999).

“Grief Grips Sacramento’s Ukrainians.”

Церковь отказывала ему в полном членстве из-за отсутствия рекомендаций от церкви, к которой он раннее принадлежал. “Spotlight on Ukrainian-American community.” http://www.usatoday.com/news/nation/2001/08/21/sacramento-immigrants.htm (February 1, 2002).

Личное письмо от Г.Б., свидетельство и размышления очевидца. (27 августа, 2001) Доступно через автора.

Константин Юрьев, «За что убили моего сына? », (Вестник, 6 января 2002 года).

Однако, интересно отметить, что Совет Директоров Центра состоит из пасторов и лидеров поместных церквей. Это заметно и в составе редакционной коллекии печатного органа Центра, Вестнике, что указывает на ведущую роль церкви в общественной жизни этого анклавоподобного общества иммигрантов. Личное письмо от Г.Б., свидетельство и размышления очевидца. (20 февраля, 2002) Доступно через автора.

«Обращение к славянскому общественному центру г. Сакраменто», Диаспора, 6 января 2002 года, с. 7.

Здесь требуется объяснение термина. Значение выражения «Советские евангельские христиане» может быть несколько неясным, так как слово «евангельский» имеет настолько широкое значение, что требует пояснительного прилагательного – как например «фундаменталистский», «традиционный», «радикальный». Здесь определение «Советские Евангельские христиане» относится к понятию церкви-собранию; данная тема будет рассмотрена в последней главе этой работы. В большинстве случаев выражение употребляется по отношению к баптистам и пятидесятникам, что совпадает с испльзованием этого термина Вольтером Завадским в его работе «Soviet Evangelicals Since World War II (Scottdale: Herald Press, 1981). Последующее исследование не рассматривает новые церкви, появивищиеся под влиянием различных западных движений после падения Союза. Их история и богословие существенно отличается и требует отдельного исследования. Определение восточно- и центрально-европейских евангельских церквей и общего развития Европейского Протестантизма в традиционных западных богословских терминах см. Parush Parushev and Toivo Pilli, “Protestantism in Eastern Europe to the Present Day,” in Alister E. McGrath and Darren C. Marks, eds., The Blackwell Companion to Protestantism (Oxford: Blackwell Publishing, 2004), pp. 155-60, and Alister E. McGrath and Darren C. Marks, “Introduction: Protestantism – the Problem of Identity,” ibid., pp. 1-19.

В этой работе мы продолжим исследование некоторых тем, затронутых в предыдущих работах, как например, жизнь евангельских церквей в пост-советском контексте. То что мы являемся «своими», дает нам право на некоторые утверждения, которые в другом случае требовали бы отдельного обоснования.

Для более полной общей картины социального восприятия европейских евангельских христиан, необходимо принять во внимание привлекательность марксистского видения равного общества.

Glen H. Stassen, ‘Critical Variables in Christian Social Ethics,’ in Paul Simmons, ed., Issues in Christian Ethics (Nashville: Broadman Press, 1980), pp. 68-74. Недавно Стассен более детально проработал свои ранние взгляды в Glen H. Stassen and David P. Gushee, Kingdom Ethics: Following Jesus in Contemporary Context (Downers Grove: InterVarsity Press, 2003), pp. 99-124.

Мы используем «убеждения» в богословском понимании, что было предложенио и определено James Wm. McClendon, Jr., and James M. Smith, Understanding Religious Convictions (Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1975) (Revised Edition published as Convictions: Defusing Religious Relativism (Valley Forge: Trinity Press International, 1994), chap. 4. Об отношении переменных этического наставления Стассена и понятия убеждений, см. Parush R. Parushev, “East and West: A Theological Conversation” (Journal of European Baptist Studies, Vol. 1 #1, 2000):31-44.

Богословский анализ результатов дихотомии см. у Nancey Murphy, ‘Beyond Modern Dualism and Reductionism.’ IBTS Occasional Publications Series, Vol. III (Prague: International Baptist Theological Seminary, 2003), pp. 24-40.

Linas Andronovas, ‘Lithuanian Baptists: A Struggle For Identity In the Post-Communist Era’ (Unpublished thesis, Klaipėda: Lithuania Christian College, 2001), p. 21; Lina Andronovienė, ‘The Suffering Faith: Towards a Theology of Suffering in the Context of the Lithuanian Baptist Church’ (Unpublished thesis, Klaipėda: Lithuania Christian College, 2001), p. 51. Доступно через авторов.

Ср. Glenn E. Hinson, The Integrity of the Church (Nashville: Broadman Press, 1978), p. 80.

Stassen and Gushee, Kingdom Ethics, p. 75.

Miroslav Volf, ‘After the Grave in the Air: True Reconciliation Through Unconditional Embrace.’ IBTS Nordenhaug Lecture Series, 2001. Journal of European Baptist Studies, Vol. 2, # 2 (January 2002):9. Вольф замечает, что “одна из причин этого заключается в том, что мы как отдельные личности и общины не являемся самодостаточными и неизменными; скорее наше формирование происходит через общение с другими людьми.”

McClendon and Smith, Convictions, pp.5-7.

David Hilborn and Matt Bird, eds., God and the Generations: Youth, Age & Church Today (Carlisle: Paternoster, 2002), 151-2.

Cf. McClendon, Ethics (1986), pp. 172ff.

Alasdair MacIntyre, “Epistemological Crises, Dramatic Narrative, and the Philosophy of Science,” in Stanley Hauerwas and L. Gregory Jones, eds., Why Narrative: Readings in Narrative Theology (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1989), p. 138. Хотя подобный крисис имеет в первую очередь моральную природу, его можно назвать эпистемологическим, так как он является открытием, разрушающим убеждения общины.

Nancey Murphy and George F.R. Ellis, On the Moral Nature of the Universe: Theology, Cosmology, and Ethics (Minneapolis: Fortress Press, 1996), p. 242.

On ‘traditions’ and ‘Tradition’ see John Meyendorf, Living Tradition: Orthodox Witness in the Contemporary World (Crestwood: St. Vladimir’s Seminary Press, 1978), p. 21ff.

Термины используюся для обозначегия типов церквей, не деноминаций. Использование термина «церковь-собрание» (gathering church) см. в James Wm. McClendon, Jr., Systematic Theology: Doctrine, Volume II (Nashville: Abingdon Press, 1994), p. 327ff. Более полное рассмотрение термина см. в Keith G Jones, A Believing Church: Learning from Some Contemporary Anabaptist and Baptist Perspectives (Didcot: The Baptist Union of Great Britain, 1998), и его статью, ‘Towards a Model of Mission for Gathering, Intentional, Convictional Koinonia’ in the Journal of European Baptist Studies, Vol. 4 # 2 (January 2004), forthcoming.

Не смотря на то, что и в настоящее время некоторые представители церквей-собраний говорят о своей принадлежности протестантизму, существует достаточное количество отличий, позволяющих выделить баптистское (не как деноминацию) движение в отдельную традицию. См. Lesslie Newbigin’s “Pentecostals” in The Household of God: Lectures on the Nature of the Church (New York: Friendship, 1954) или обзор James Wm. McClendon используемой связанной с этой традицией терминологии в его Ethics (1986), pp. 18-20; and McClendon, “The Believers’ Church in Theological Perspective,” in Stanley Hauerwas et al, eds., The Wisdom of the Cross: Essays in Honor of John Howard Yoder (Grand Rapids: Eerdmans, 1999), pp. 309-226. Nigel Wright говорит о традиции церкви-собрания как отдельном сочетании убеждений: «учение о том, что Христос является главой церкви; церковь как собрание верующих; крещение по вере; правомочность поместной церкви; свобода совести; отделение церкви от государства, чтобы она могла иметь самоуправление. Все это происходит напрямую из Нового Завета, который является нормативным и обязательным свидетельством Божьей воли для церкви». Wright, New Baptists, New Agenda, p.15. Cf. S V Sannikov, Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие (Одесса/Санкт-Петербург: Богомыслие, 2001), pp. 230-231.

Процитировано в Avery Dulles, Models of the Church, Second Edition (Dublin: Gill and Macmillan, 1988), p. 63.

John Meyendorff, Catholicity and the Church (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1983), p. 7.

Meyendorff, Catholicity, p. 62.

Ср. John Howard Yoder, The Royal Priesthood: Essays Ecclesiological and Ecumenical, Michael G. Cartwright, ed. (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1994), passim.

Ср. John Howard Yoder, The Priestly Kingdom: Social Ethics as Gospel (Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1985), passim. Даже светский политический теоретик Майкл Волзер (Michael Walzer ) признает важность религиозных общин в превращении божественной милости в “общественное благо”, говоря о роли религии в обществе. В Spheres of Justice: A Defense of Pluralism and Equality (Basic Books, 1983), p. 243.

Более широкое исследование понятия об общественном благе и его связи с правами человека см. David Hollenbach, Claims in Conflict: Retrieving and Renewing the Catholic Human Rights Tradition (New York: Paulist Press, 1979), и Stanley Samuel Harakas, Living the Faith: the PRAXIS of Estern Ethics (Minneapolis, MN: Light and Life Publishing Company, 1993).

Ian M. Randall, ed., Baptists and the Orthodox Church: On the Way to Understanding. IBTS Occasional Publications Series, Vol. I (Prague: International Baptist Theological Seminary, 2003) является примером продуманной критической оценки возможного плодотворного Православно-Баптистского диалога.

Для примера см. Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology: Its Historical and Systematic Development, Roy A. Harrisville, trans. and ed. (Edinburgh: T&T Clark, 1999), p. 246.

Alister McGrath, ‘Calvin and the Christian Calling.’ http://www.firstthings.com/ftissues/ft9906/articles/mcgrath.html (February 15, 2002).

Ср. Douglas F. Ottati, “The Reformed Tradition in Theological Ethics,” in Lisa Sowle Cahill and James F. Childress, eds., Christian Ethics: Problems and Prospects (Cleveland: The Pilgrim Press, 1996), p. 52.

Ср. его Moral Man and Immoral Society (New York: Touchstone, published by Simon & Schuster, 1995 (First published 1932 by Charles Scribner’s Sons)); The Nature and Destiny of Man. Vols. I & II: Human Nature (Louisville: Westminster John Knox Press, 1996 (First published 1941/1943 by Charles Scribner’s Sons)).

Ibid., p. 52.

Более обширную критику остатков Константинианства в жизни церкви с евангельской точки зрения см. Nigel G Wright, Disavowing Constantine: Mission, Church and the Social Order in the Theologies of John Howard Yoder and Jürgen Moltmann (Carlisle: Paternoster Press, 2000).

Cf. Stanley Hauerwas, A Community of Character: Toward A Constructive Christian Social Ethic (Notre Dame: University of Nore Dame Press, 1986.), pp. 109-110.

James Wm. McClendon, Jr., Systematic Theology: Witness, Vol. III (Nashville: Abingdon Press, 2000), p. 87.

Хорошим примером является положение Баптистов на Украине и в Молдавии. Более того, некоторые поместные церкви начинают даже занимать выдающюся роль в обществе, чему способствуют личные взаимоотношения между церковными лидерами и влиятельными общественными деятелями.

Ср. McClendon, Ethics (1986), p. 237.

David E. Garland, ‘Sermon on the Mount,’ in Watson E. Mills, Gen.ed., Mercer Dictionary of the Bible (Macon: Mercer University Press, 1997 (1990), pp. 810-11; Stassen and Gushee, Kingdom Ethics, pp.128-45.

В чем-то баптистские церкви действуют подобно добровольным монашеским орденам в католицизме. Но вместо того, чтобы быть «церковью внутри церкви», они видят себя в мире, чуждом Царству Божию.

Здесь может быть уместным краткий пример: один из авторов вспоминает, как возвращаясь из школы, дети (зарегистрированные Баптисты) верующих переодевались, снимали пионерские галстуки и отправлялись в церковь на молитвенное собрание или занятия по изучению Библии.

Parush R. Parushev, “European Baptist Considers Church-State Matters: Problem vs. Vision.” On-line available. Column on “News & Society” in www.ethicsdaily.com (March 25, 2002).

Stanley Hauerwas and William H. Willimon, Resident Aliens: Life in the Christian Colony (Nashville: Abingdon Press, 1989), p. 74. Hauerwas и Willimon отражают одну сторону продолжающихся дебатов о роли участия всей общины в социальной деятельности церкви. На сколько церковь может повлиять на общество? По их мнению не сильно; отсюда возникает идея комунны/колонии. Другие авторы, пишущие с баптистской позиции, как например, Glen Stassen или John Howard Yoder, считают подобное мышление ошибочным дуализмом. (ср. для примера Glen Stassen’s Foreword in Duanne K. Friesen, Artists,Citizens, Philosophers: Seeking the Peace of the City: An Anabaptist Theology of Culture (Scottdale: Herald Press, 2000), p.8.) Они более оптимистичны в своих предложениях о том, как церковь может повлиять на окружающее общество. (ср. для примера, Glen H. Stassen, D.M. Yeager, and John Howard Yoder, Authentic Transformation: A New Vision of Christ and Culture (Nashville: Abingdon Press, 1996), passim.; Stassen and Gushee, Kingdom Ethics, pp. 369-446.)

Yoder, The Politics of Jesus: Vicit Agnus Noster, 2nd ed. (Grand Rapids: William B. Eerdmans, 1994 (First published 1972)), 154.

Yoder, For the Nations: Essays Public and Evangelical (Grand Rapids: William B. Eerdmans, 1997), 195.

McClendon, Ethics, pp. 31-35.

Ср. Hauerwas, A Community of Character, p. 105.

Yoder, For the Nations, p. 228.

Yoder, The Royal Priesthood, p. 104.

McClendon, Doctrine, p. 155.

McClendon, Ethics (1986), p. 106.

Стоит отметить, что даже либеральные демократии со всей их долгой историей благотворительности и социальной помощи предпочитают работать с церковью. Например, ряд правительств Евросоюза используют экуменические огранизации, являющиеся членами Ассоциации Протестантских Миссий (APRODEV), как каналы передачи помощи странам третьего мира. Стороной получающей помощь в развивающемся государстве обычно является межденаминационная христианская организация. Мы благодарны Кису Джонсу (Keith Jones) за эту информацию.

McClendon, Doctrine, pp. 336-337.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2016 Лина АНДРОНОВЬЕНЕ, Паруш ПАРУШЕВ

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)