Христианство и государство

Александр ЛИХОШЕРСТОВ

Abstract


Вопрос взаимоотношений церкви и государства имеет длинную и сложную историю. В течение последних двух тысяч лет многочисленные модели государственно-церковных взаимоотношений были разработаны и воплощены в политическом устройстве различных государств. Следует отметить, что в связи с возможностью для Церкви быть вовлеченной в политическую жизнь России и Украины необходимость богословского осмысления данной темы приобретает особую значимость. Данная статья содержит в себе целостный и всесторонний подход к богословской тематике взаимоотношений церкви и государства, исследуя уникальный опыт теократии иудаизма, исторические предпосылки становления идеи цезарепапизма как в языческих, так и христианских государствах, богословский спор между монархической и бердяевской школами по поводу тесного альянса церкви и государства, что, несомненно, будет представлять значительный интерес для многих современных исследователей.

Keywords


Христианство и государство; взаимоотношения церкви и государства; государственно-церковные взаимоотношения;

References


Цицерон. Диалоги о государстве - о законах. - М., 1994. - С. 9-10;

Н.Н. Алексеев. Христианство и идея монархии // Путь, № 6, 1927, Париж. С.20-21;

J.Baillet, Le regime pharaonique, Paris, t.I. 1912, p.10;

J.Baillet, Le regime pharaonique, Paris, t.I. 1912, p.233;

A. Jeremias, Handbuch der altorientalishen Geisteskultur, 1913. S.168-177; S. 171: "Alles irdische Sein und Geschehen entspricht einem himmlischen Sein und Geschehen, wobei alle Teilerscheinungen voh Grossten bis zum kleinsten als Spiegelbilder von einender aufgefasst werden";

А. Николин. Церковь и государство. Издание Среитинского монастыря. 1997. С. 13;

Деяние Вселенских Соборов. С. IV. СПб, 1996. С.328;

Йозеф Листл. Государство и Церковь в Западно-церковной латинской традиции христианства. Бонн. 1999. С.3;

В.В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви. - Т. 3. - Репринтное изд. М., 1994. - С.51;

С. Николаев. Расковоированные. // Посев., № 9, 1997. С.34;

В.С. Нерсесянц. История политических и правовых учений. М., 1999. С. 102-105;

В.С. Нерсесянц. История политических и правовых учений. М., 1999. С. 113-15;

Алистер Маграт. Богословская мысль реформации. Одесса. 1994. С.251-252;

Алистер Маграт. Богословская мысль реформации. Одесса. 1994. С.252-253;

Grisar, Luther,. Paris. 1924. Vol.I, C.421;

Алистер Маграт. Богословская мысль реформации. Одесса. 1994. С.262-263;

Н.Н. Алексеев. Идея "Земного Града" в христианском вероучении. // Путь, № 5, 1926, Париж. С. 19;

А.П. Лопухин. Законодательство Моисея, СПБ, 1882, С. 233;

И. Дьяконов. Власть московских государей. Литограф. изд. М., 1915. С. 157-163;

И. Дьяконов. Власть московских государей. Литограф. изд. М., 1915. С. 177-181;

Н. Устрялов. Сказания князя Курбского, издание второе, 1842. С.156;

Н. Устрялов. Сказания князя Курбского, издание второе, 1842. С.157;

Л.А. Тихомиров. Единоличная власть, как принцип государственного строительства. 1897. Москва. С. 56;

Л.А. Тихомиров. Единоличная власть, как принцип государственного строительства. 1897. Москва. С. 48;

А. Николин. Церковь и государство. Издание Среитинского монастыря. 1997. С. 208;

А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т.2. М., 1991. С.322;

Н. Тальберг История Русской Церкви. Т. 2 Джорданвилль. 1959. С. 532-533;

А. С. Павлов. Курс церковного права. М. 1892. С. 506-508;

Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богомыслия. Вильнюс, 1991. С.89;

Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий Брянчанинов. Таинства единой, святой, соборной и апостольской церкви. С-Петербург. 1863. С.24-25;

А. Петров. Письмо монархиста в редакцию журнала "Путь". // Путь, № 3, 1926, Париж. С.105;

Г. Трубецкой. Спор о монархии. // Путь, № 4, 1926, Париж. С.134;

Н.А. Бердяев Ответ на письмо монархиста. // Путь, № 3, 1926, Париж. С. 109-110;

Уникальное по своему содержанию это письмо впервые было опубликовано в журнале "Начала" за 1921 г. Цитата по В. Сперанский. Четверть века назад (Памяти Владимира Соловьева) // Путь., № 2, 1926, Париж. С. 81-82;

Н.А. Бердяев Ответ на письмо монархиста. // Путь, № 3, 1926, Париж. С. 108;

Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг. М., 1994. С. 287;

Всеураїнське об’єднання християн. Збірник документів. Ч.II, Київ. 2002. С. 5

Н.А. Бердяев Кошмар злого добра. // Путь., № 4, 1926, Париж. С. 82-83;

Е.Н. Трубецкой Избранное. М., 1994. С.257-258.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2017 Александр ЛИХОШЕРСТОВ

THEOLOGICAL REFLECTIONS: EURO-ASIAN JOURNAL OF THEOLOGY

ISSN 2521-179X (Online), ISSN 2415-783X (Print)